Теннис до 10-ти

Программа «Теннис до 10» фокусируется на тренировочном и соревновательном опыте игроков возрастной группы 10 лет и младше. Программа нацелена на то, чтобы мотивировать тренеров и инструкторов, работающих с детьми до 10 лет, организовывать тренировочный и соревновательный процесс, оптимальный для игроков определенной возрастной категории. Программа «Теннис до 10» охватывает современную обучающую структуру для детей от 5 до 10 лет и основывается на передовых практиках ITF и PTR.

Федерация тенниса Казахстана желает улучшить качество работы с детьми в клубах и теннисных центрах, обращаясь ко всем участникам процесса обучения детей.
 

Цели программы:
  • Привлечь детей и увлекательным способом научить их играть в теннис 
  • Обеспечить тренеров необходимым материалом для проведения качественного обучения
  • Повысить интерес и вовлеченность родителей в тренировочный процесс
  • Поддержать развитие теннисных центров, клубов, детских садов и школ

Концепция программы:
  1. Создать оптимальную обстановку для тренировок:
    • Корт соответствующего оптимального размера
    • Медленные мячи
    • Короткие ракетки
  2. Создать оптимальную обстановку для соревнований:
    • Более короткие многоматчевые форматы соревнований
    • Командные и индивидуальные матчи
    • Простая система счета

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ «ТЕННИС ДО 10»

Что такое программа «Теннис до 10»?

Данная программа помогает сформировать здоровую и эффективную структуру развития игроков 10 лет и младше с помощью трех разноцветных уровней тенниса.

Красный, оранжевый и зеленый уровни тенниса:

С помощью трех ступеней развития, игроки способны прогрессировать в соответствии со своим возрастом, способностями, уверенностью и ориентиром на соревнования. В процессе тренировки и совершенствования изменяется размер корта, длина ракетки, скорость полета и высота отскока мяча, до момента, когда игрок будет способен перейти на стандартный корт с использованием желтых мячей.

Рационально и эффективно:

Данная программа помогает детям быстрее начать играть в теннис и чувствовать себя более уверенно, потому что:

  • Дети быстрее овладевают базовыми навыками и приемами игры и начинают играть в игру уже с первой тренировки
  • Тренеры обучают детей играть в теннис, а не отдельным наборам навыков
  • Молодые и неопытные игроки быстрее овладевают навыками игры и раньше начинают играть соревновательные матчи
  • Зачастую дети, начинающие обучаться желтыми мячами быстро заканчивают играть в теннис, так как мяч отскакивает выше их головы, розыгрыши очень короткие и дети тратят тренировочное время на сбор мячей. Это означает, что они быстро теряют интерес к игре. Позволяя детям больше играть в теннис, мы мотивируем их остаться в теннисе.

Уровни развития по программе "Теннис до 10"



 
ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ БОЛЕЕ МЕДЛЕННЫЕ МЯЧИ?

Оптимальной точкой удара при ударах с отскока считается промежуток между талией и плечом игрока. Исходя из приведенных данных таблицы, расположенной ниже, можно отметить, что даже в возрасте 10 лет стандартные желтые мячи отскакивают выше уровня головы игроков. Из этого следует, что играть с правильной техникой и тактикой очень тяжело, так как игрокам необходимо:
  • Постоянно бить по мячу раньше
  • Играть большинство ударов с отскоком выше оптимальной точки удара (на уровне головы и выше)
  • Играть мяч далеко за лицевой линией, тем самым, встречая его поздно за собой в ожидании отскока
  • Постоянно выполняя удары по высоко отскочившему мячу на уровне плеча, игрок вынужден изменять тип хватки для удара справа с отскока с восточной на экстримальную.  Что влечет за собой в будущем многочисленные травмы предплечья.

Медленные мячи имеют более низкий отскок (скорость полета мяча медленнее), который соответствует росту игрока. На следующем изображении это отчетливо наблюдается.


ЗАЧЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МЕНЬШИЕ ПО РАЗМЕРУ КОРТЫ ?

Размер корта имеет прямую связь с физическими данными игрока. Большинство детей в возрасте 10 лет и моложе стараются играть на весь корт, что приводит к коротким розыгрышам и бесперспективной тактике (высокий отскок мяча, игра за пределами лицевой линии, большое пространство, чтобы достать мяч).

При такой игре тяжело поставить правильную работу ног игрокам, т.к. дети вынуждены делать больше шагов для того, чтобы достать мяч. Все это влияет на технику движения к мячу и возврат в исходное положение. Быстрый и высокий отскок мяча также негативно сказывается на правильной технике выполнения ударов с отскока. К примеру, регулярно выполняя удар справа с отскока в высокой точке, юный игрок начинает понимать, что использование экстремальной хватки облегчает выполнение этого удара в этой игровой ситуации. Позже, он начинает все удары с права выполнять с экстремальной хваткой. С увеличением силы ударов у сверстников, игрок осознает, что использование данной хватки не позволяет решить игровые и тактические задачи для победы. Выполняя удар справа с отскока с экстремальной хваткой в низкой точке может привести к травме лучезапястного сустава в раннем возрасте.
 
Выход к сетке и удары с лета становятся практически невозможными тактическими решениями для маленьких игроков на большом корте, ведь их легко «обвести» или перекинуть «свечой». Физические данные и скорость полета мяча не позволяют детям быстро выйти к сетке и занять там оптимальную позицию.

Расстояние до мяча от центра корта к лицевой линии при выполнении удара постепенно увеличивается. В результате при игре стандартными мячами на стандартном корте слишком велики затраты энергии на преодоление расстояния для большинства игроков ростом 130-135 см.

Такие мячи вынуждают детей осуществлять невероятную работу по движению на мяч и выходу из удара, с большим количеством шагов по сравнению с взрослым человеком.

ЗАЧЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МЕНЬШИЕ ПО РАЗМЕРУ РАКЕТКИ?

Основной параметр, на который нужно обратить внимание при выборе ракетки для ребенка – это длина. Не следует приобретать слишком длинную ракетку – ребенку будет трудно ее держать и это может привести к травмам. Основным критерием при выборе длины ракетки является скорее не возраст ребенка, а его рост. Следующая таблица приводит пример оптимальной длины ракетки для роста игрока.
 
Рост ребенка (см) Длина ракетки (дюймы) Длина ракетки (см)
До 118 21 53.3
119-135 23 58.4
136-150 25 или 26 63.5 или 66
151 и выше 27 68.6 и длиннее
*

Характеристики возрастных групп


Дети не взрослые. Они станут взрослыми, но после длительного процесса развития и понимания правил и законов этого мира. Процесс развития начинается с момента рождения и продолжается в течение всей жизни человека. На каждом этапе развития, ребенок приобретает специфические физические и эмоциональные способности и потребности. В процессе формирования личности ребенка, данные характеристики изменяются.
Успешное освоение спортивных навыков требует определенного уровня технических и тактических умений, которые дети  постепенно осваивают в процессе тренировок и соревнований.

Способность ребенка выполнять правильные технические действия зависит от уровня его физического развития. Уровень выступления в соревнованиях зависит от тактической грамотности в связке с определенными ментальными и эмоциональными навыками. Тренер, который работает с детьми этого возраста должен понимать основные законы обучения: люди учатся по разному, воспринимают информацию с разной скоростью и для эффективного обучения нужна мотивация.

Тренеру необходимо видеть разницу между ребенком и взрослым, также как и разницу между двумя детьми, которые могут быть одного возраста, но уровень их развития может сильно отличаться друг от друга. Осознание и эффективное использование законов обучения помогают тренеру адаптироваться к методу обучения ребенка играть в игру, понимать, что лучше подходит для того, чтобы ребенок получал удовольствие от положительного игрового опыта, и добивался прогресса. Работая с ребенком этого возраста, тренер должен развивать в первую очередь личность, а не спортсмена.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
5-8 ЛЕТ (КРАСНЫЙ ЭТАП)

Игроки данной возрастной группы очень активны и энергичны. Они учатся как двигаться  и имеют большие трудности с освоением моторных навыков, так как у них недостаточно опыта в выполнении данных действий.

Многие дети еще не пошли в школу и только учатся писать, читать и считать. У них практически отсутствует чувство времени и пространства, также наблюдается недостаток терпения. Они очень эгоцентричны. В этой связи им быстро становится скучно и в скором времени они утрачивают концентрацию внимания. Дети быстро устают, поэтому тренеру следует организовывать интересные и разнообразные тренировки, чтобы дети усваивали необходимые навыки в игровой форме. Выслушивать длинные инструкции и следовать им, также является сложной задачей для детей 5-8 лет. Они любят копировать и подражать, поэтому тренер должен правильно демонстрировать упражнение перед тем, как его начнут выполнять игроки.

Дети в этом возрасте могут бегать, прыгать, приземляться и ползти. Они учатся катить, ловить и бросать, а также бить мяч. У них появляется ловкость, координация, скорость и баланс. Они выполняют бросок с ограниченным разворотом плеч и ловят мяч двумя руками. Они учатся правильно обращаться с инвентарем, имеют медленную реакцию, и пока им сложно прослеживать траекторию полета мяча.

В этом возрасте дети очень изобретательны. Уверенность появляется через веселье и успех. Им нравится исследовать новое и копировать, то, что понравилось. В 5-7  лет ребенок хочет чувствовать себя частью команды.

Вся тренерская работа на красном этапе требует специальной методики. Больший объем работы основывается на спонтанной моторике. Чтобы ее достигнуть, мы будем предлагать ситуации, приглашающие к движению собственным способом, в собственном ритме и на собственном уровне. Таким образом, группа детей воспримет урок как большую игру. Также наблюдение является очень важной частью процесса. Наблюдайте за тем, как дети двигаются, что они делают охотно, как реагируют на новое, какой рукой спонтанно бросают, какой ногой отталкиваются.

Ощущение успеха является критическим фактором в игровом обучении. Тренер должен так провести занятия, чтобы все дети были удовлетворены своими достижениями в "игре"(уменьшить расстояние, увеличить мишень).
 
Инвентарь: Детям в возрасте 5-8 лет рекомендуется использовать ракетки  длинною 19-21 inch (41-48 см). Дети играют большими мягкими или паралоновыми мячами (с давлением в мячике на 75% меньше, чем в стандартном мяче), длина корта  от 6 до 12 метров в длину, от 3 до 6 метров в ширину.
 
Практические занятия: Работа с игроками 5-8 лет представляет собой упражнения и игры для развития координационных навыков, которые имеют большое значение в  становлении правильной теннисной техники.
 
Координационные навывки включают в себя:
 
  • Катание мяча рукой / ракеткой         
  • Перенос веса тела     
  • Блокирование мяча рукой / ракеткой                    
  • Балансирование собственным телом/ мячом на ракетке
  • Бросание мяча         
  • Ловля мяча
  • Прыжки
  • Приземление
  • Набивание мяча ракеткой
  • Удары ракеткой
Упражнения в обращении с мячом в порядке усложнения можно представить таким образом:
 
  1. Держание мяча на ракетке;
  2. Катание мяча в различных направлениях;
  3. Броски мяча в различных направлениях;
  4. Ловля мяча – развивает навык приема мяча медленнее, потому что ребенку нужно определить траекторию полета мяча, скорость, отскок и расстояние до мяча;
  5. Удары по мячу ракеткой  - прежде, чем приступить к ударам по мячу ракеткой, у детей должны быть сформированы навыки приема и передачи мяча самостоятельно и совместно с партнером.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
8-9 ЛЕТ (ОРАНЖЕВЫЙ ЭТАП)

Веселые и активные игры остаются неотъемлемой частью тренировки. Игроки улучшают свои физические навыки. К примеру, во время  выполнения броска ребенок начинает больше использовать разворот плеч и перенос веса тела. Дети в возрасте 8-9 лет занимаются различными видами спорта, и это имеет положительный эффект, так как необходимые навыки могут быть развиты быстрее. Скорость реакции увеличивается, но несмотря на это многим детям бывает трудно проследить за траекторией полета мяча и контактировать с ним в необходимой точке.

Также улучшается концентрация, но копирование и подражание является лучшим способ обучения, поэтому демонстрация остается ключевым моментом. Они ждут немедленной похвалы от взрослого за свои успешные действия, в процессе чего учатся выигрывать и проигрывать.

Детям в возрасте 8-9 лет нравится работать в команде, поэтому они больше предпочитают командные игры и соревнования, где на них возлагается минимум ответственности.
 
Инвентарь: Детям в возрасте 8-9 лет рекомендуется использовать ракетки  длинною 21-23 inch (53-58 см). Дети играют мягкими мячами (с давлением в мячике на 50% меньше, чем в стандартном мяче), длина корта  от 12 до 18 метров в длину, от 6 до 8 метров в ширину.

Практические занятия: Идеальным соотношением тренера к игрокам в группе остается 1:4. Родители также могут принимать участие в организации соревнований и помощи детям при выполении "домашнего задания". Веселые и активные тренировки с игровыми элементами помогают детям продолжать развивать необходимые навыки. В этом возрасте дети совершенствуют знания правил игры в теннис и учатся самостоятельно вести счет.

Для  организации наиболее эффективного тренировочного процесса детей рекомендуется формировать в группы по 4 игрока для работы с  1 тренером (4:1). Также могут помогать родители,  но соотношение 1:1 или 1:2. Тренер также может проводить занятие с группой из 6-8 человек.

Тренировка с игроками 8-9 лет должна включать в себя такие элементы как:
 
  1. Разминка (обще-специальная) – 5 минут
  2. Разминка (техническая) – 10 минут
  3. Игрок А играет с отскока, игрок В играет с лета справа (forehand volley) - 1 минута
  4. Игрок В играет с отскока, игрок А играет с лета справа (forehand volley) - 1 минута
  5. Игрок А играет с отскока, игрок В играет с лета слева (backhand volley) - 1 минута
  6. Игрок B играет с отскока, игрок A играет с лета слева (backhand volley) - 1 минута
  7. Комбинация из двух ударов - 2 минуты
  8. Школьный смеш - Игрок А выполняет свечу, игрок В выполняет смеш с блоком мяча в точке удара - 1 минута
  9. Игрок В выполняет свечу, игрок А выполняет смеш с блоком мяча в точке удара - 1 минута
  10. Комбинация из трех ударов - 2 минуты
Продолжительность тренировки для детей 8-9 лет должна продолжаться от 45 до 60 минут с перерывом для отдыха после 20 минут.
 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
9-10 ЛЕТ (ЗЕЛЕНЫЙ ЭТАП)

Дети в этой возрастной группе способны лучше концентрироваться и сохранять внимание на протяжении более долгого периода времени. У них хорошо развиты моторные навыки, они более независимы и осознают разницу между победой и поражением. Им нравится быть частью команды. У игроков 9-10 лет есть скорость реакции и хорошо развиты навыки приема и передачи мяча. Они ждут поощрения не только за свои способности, но и за свое упорство на тренировках и соревнованиях. Они внимательны к мнению взрослых.

Интвентарь: Детям в возрасте 9-10 лет рекомендуется использовать ракетки  длинною 23-25 inch (63-66 см). Дети играют мягкими мячами (давлением в мячике на 25% меньше, чем в стандартном мяче), стандартная длина площадки.

Практические занятия: Тренеру необходимо продолжать проводить активные и интересные групповые тренировки. Игрокам необходимо улучшать навыки игры в 5 игровых и тактических ситуациях, развивать скорость, быстроту реакции, координацию, баланс. Для  организации наиболее эффективного тренировочного процесса детей рекомендуется формировать в группы по 4 игрока для работы с  1 тренером (4:1). Также могут помогать родители,  но соотношение 1:1 или 1:2. Тренер также может проводить занятие с группой из 6-8 человек.
 
Продолжительность тренировки для детей 9-10 лет должна составлять от 60 до 90 минут.

Соревнования по программе "Теннис до 10"

Многие люди считают, что обладать боевым характером - означает иметь желание выиграть любой ценой. В их понимании обычные теннисные соревнования - это классические соревнования на выбывание, популярные в профессиональных турнирах. Данный формат проведения соревнований не рекомендуется РОО “Федерацией тенниса” для соревнований среди детей в возрасте 10 лет и моложе. Физически и психологически детям необходим совершенно другой подход к теннису. Такой подход, который бы способствовал осуществлению большего количества ударов в розыгрыше и большего количества матчей.

Подход, направленный на изучение игры, проявление старания, совершенствование и получение удовольствия. Роль индивидуальных результатов и соперничества не должна быть первостепенной.

Соревнования для маленьких детей совсем не предназначены для того, чтобы выиграть любой ценой, спровоцировать агрессию или соперничество. Соревнования нужны для того, чтобы дети смогли насладиться возможностью играть в игру, а также продемонстрировать свои способности в забавной и зачастую командной обстановке.

Маленьким детям необходимо постепенно начинать играть соревнования, с помощью коротких, клубных, тренировочных соревнований. Дети могут попробовать выполнять разнонаправленные упражнения; затем осуществляется переход на уровень командной игры, и только потом вводятся длительные матчи и индивидуальные турниры как внутри клуба, так и за его пределами.

Результаты в столь раннем возрасте совершенно не важны. Родители и тренеры должны нацеливать своих детей на овладение навыками и получение удовольствия. Желание ребенка выиграть - нормальное явление, но совершенно неприемлемо, когда родители давят на детей и хотят, чтобы они выигрывали, признавая только победителей.

Негативно ли сказываются соревнования на ребенке?

Существует три основных фактора, которые определяют степень влияния соревнований на игрока:

  • способ организации соревнований
  • цели игрока (он ориентирован на результат, старание и совершенствование)
  • уровень общения родителей и тренера с игроком
Дейв Майли, исполнительный директор департамента развития ITF: "Очевидно, что в маленьком возрасте у большинства мировых лидеров был тренер, который не делал акцент на результате. После победы или поражения эти тренеры способствовали тому, чтобы игрок анализировал свою настоящую игру и искал способы ее совершенствования, а не заботился о результате".

Ключевые идеи:
  • Тренеры и родители должны ставить старание и совершенствование игры превыше результатов с помощью должной манеры разговора и соответствующего способа организации соревнований (особенно в аспекте выбора призов и вознаграждения).
  • Ракетки, мячи и корты должны соответствовать физическим данным ребенка.
  • Соревнования должны предоставлять возможность для детей общаться и играть.
  • Ни один ребенок не должен бояться игры на счет, его нужно мотивировать продолжать игру.

Партнеры Федерации

Информационные партнеры